Тема «Полимеры» в учебниках Р. Г. Ивановой, Л. С. Гузея, О. С. Габриеляна рассматривается в 11 классе. Однако в учебнике О. С. Габриеляна этот материал представлен также в 9 классе и в 10 классе. Сразу следует отметить, что учебники Л. С. Гузея и О. С. Габриеляна многоуровневые и рассчитаны как базового уровня, так и для школ естественно – научного профиля.
В учебнике Р. Г. Ивановой (11 класс) [7] знакомство с основными понятиями темы «Полимеры» начинается с § 45 «Общие понятия о синтетических полимерах». Далее материал излагается следующим образом:
§ 46. «Синтез полимеров»
§ 47. «Пластмассы»
§ 48. «Синтетические волокна»
§ 49. «Синтетические каучуки»
По этому разделу предлагаются лабораторные опыты:
Опыт 10. «Изучение свойств полиэтилена»
Опыт 11. «Изучение свойств поливинилхлорида»
Опыт 12. «Изучение некоторых свойств капрона и лавсана»
Таким образом, на изучение данного материала в учебнике Р. Г. Ивановой отводится 17 страниц и предлагаются 3 лабораторные работы. Исходя из программы курса химии для 8 – 11 классов основной и средней (полной) общеобразовательной школы авторов Р. Г. Ивановой и др.следует, что на изучение темы «Полимеры» отводится 5 часов, с учетом того, что обучение химии в 11 классе по учебнику Р. Г. Ивановой рассчитано по 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Учебник 11 класса Л. С. Гузей и др. [4] посвящен химии органических соединений. Тема «Полимеры» представлена в этой книге главой 42 «Высокомолекулярные вещества». Изучение данного материала построено следующим образом:
§ 42. 1. ВМС
§ 42. 2. Строение ВМС
§ 42. 3. Физические свойства ВМС
Практические занятия, предложенные по этому разделу:
Практическое занятие № 9. «Исследование свойств пластмасс»
Практическое занятие № 10. Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными»
Практическое занятие № 11. Распознавание пластмасс и волокон
Лабораторные опыты:
Опыт № 10. Ознакомление с природными и химическими волокнами
Опыт № 11: Изучение свойств термопластичных полимеров
В этом учебнике также природные полимеры как крахмал, гликоген и клетчатка (целлюлоза), а также биополимеры рассмотрены главой ранее, т. е. в главе 41 «Гетероциклические соединения». По этому разделу предлагается один лабораторный опыт:
Опыт № 9 «Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала».
На изучение данной темы в учебнике Л. С. Гузея для главы 41 отводится 12 страниц, а для главы 42 – 13 страниц; также предложены три лабораторных опыта и три практических работы.
Поскольку учебник Л. С. Гузея является двухуровневым, то и программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений предусматривает различное количество часов на изучение этих тем:
А. На тему «Гетероциклические соединения» отводится 6/8 часов;
Б. На тему «Высокомолекулярные вещества» 4/5 часов, с учетом того, что обучение в 11 классе по этому учебнику рассчитано на:
1. 2 часа в неделю (всего 70 часов) – базовый уровень;
2. 3 часа в неделю (всего 103 часа) – для углубленного изучения;
В учебниках О. С. Габриеляна [1] изучение темы «Полимеры» начинает освещаться в 9 классе в главе «Органические вещества» с §40 «Аминокислоты и белки». Далее в §41 «Углеводы» говорится о природных полимерах, крахмале и целлюлозе, и заканчивается изучение данной темы §42 «Полимеры».
Практические работы:
Термоэластопласты
Термопластичные эластомеры
(thermoplastic elastomers) – полимерные материалы, которые в
условиях эксплуатации способны, подобно эластомерам, к большим обратимым
деформациям, а при повышенных темпер ...
Биоразлагаемые полимерные материалы
В последние годы,
как в нашей стране, так и за рубежом возрос интерес к биоразлагаемым полимерным
материалам и упаковкам из них, которые разрушаются при воздействии различных
микроорганизмо ...
Металлические кластеры
Кластеры
уже далеко не новое явление в области химии, но их углубленное изучение
открытия нового, всегда представляло интерес для химиков-практикантов. Изучение
именно металлических кластер ...