Учитель
: Белок - важнейший компонент нашей пищи. Известный американский физиотерапевт Поль Брэгг в своей книге " Здоровье и долголетие" пишет: "Ваше здоровье - это отражение вашей пищи! . Вот основные правила, которых следует придерживаться, осуществляя программу натурального питания: 35 всех потребляемых продуктов - фрукты и овощи в сыром и слегка вареном виде; 15 всех потребляемых продуктов - белки (животного и растительного происхождения)". Другие гигиенисты утверждают, что белки животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молоко, натуральный сыр) вреден. Кто из них прав? Задачей нашего урока является выяснить правильно ли мы питаемся, почему белок является важнейшей составной частью пищи?
На чистом листе бумаги учитель предлагает учащимся записать все, то что они съели вчера за завтраком, обедом, ужином.
Разрешение проблемной ситуации начинается с лабораторного опыта 1 (Приложение 2).Учащимся предлагается доказать, что важнейшие продукты питания содержат белок (молоко, мясной фарш, мука).
Учащиеся определяют цель исследования, анализируют ситуацию, ведут поиск реагента, находят реагент, получают его из предложенных веществ, консультируются в группе, советуются с учителем, проводят эксперимент, делают заключения.
Важнейшие продукты питания животного и растительного происхождения такие как молоко, мясо, хлеб содержат белки, наличие которых определяются качественной реакцией с гидроксидом меди (II) биуретовая реакция.
Учитель
: Что же происходит с белками пищи в организме человека? Я предлагаю вам из перечня предложений выбрать те фразы, которые характеризуют процесс переваривания белков (Приложение 1).
Учащиеся на чистом листе бумаги (контрольный лист) выбирают нужные цифры, советуются в группе, затем на доске от каждой группы выходит ученик и записывает выбранные им цифры, идет обсуждение, учитель направляет работу и все приходят к общему мнению; что для процесса переваривания белков подходят фразы:
1. Белки начинают перевариваться в желудке;
2. На питательные вещества действует ферменты пепсин и трипсин;
3. Окончательно расщепляются до аминокислот;
4. Полное расщепление происходит в тонком кишечнике;
5. На превращение влияет поджелудочный сок;
6. Всасывается в кровь;
7. Переносится потоком крови сначала в печени, а потом во все клетки.
Учитель предлагает группам составить схему превращения белков. На доске и в тетрадях появляется запись:" Превращение белков пищи в организме" (метаболизм).
Учитель
предлагает вспомнить как происходит гидролиз белков (класс выполняет задание из учебника упр. 9 стр. 152, Химия - 10 - 11, Нифантьев), указывают на условие проведения гидролиза в организме и пробирке. На доске один из учащихся составляет форму трипептида (ливия +гистидин + серин).
Учитель
: Человеческое тело может синтезировать 12 аминокислот из 20. Остальные восемь должны поступить в организм в готовом виде вместе с белками пищи. Их называют незаменимыми аминокислотами. На магнитной доске появляются слова:
· ИЗОЛЕПТИН
· ЛЕЙЦИН
· ЛИЗИН
· МЕТИОНИН
· ФЕНИЛАЛАНИН
· ТРЕОНИН
· ТРИПТОФАН
· ВАЛИН
Учитель продолжает:при ограниченном поступлении незаменимой аминокислоты в организм она становится лимитирующим веществом при построении любого белка.Если такое случается, единственное что может сделать организм - разрушить собственный белок, содержащий эту же аминокислоту. Вам предлагается это доказать или опровергнуть наличие незаменимой аминокислоты в яичном белке, белке молока, в желатине - продукта денатурации коллагена - белка соединительной ткани.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты №2 и №3 (Приложение 2). Строят предположения, обсуждают в группе, советуются с учителем, определяют реагент Z, приходят к общему выводу, что реагентом может быть концентрированная азотная кислота, проводят цветную реакцию, называют ее ксантопротеиновой, делают вывод: что в яичном белке и белке молока содержаться незаменимые аминокислоты, предполагают что такой аминокислотой может быть фениламин, так как является ароматической аминокислотой
.
На экране учитель демонстрирует механизм ксантопротеиновой реакции:
Из результата опыта №3 следует, что желатин не содержит ароматические аминокислоты (по результатам, полученными детьми). Формулируется общий вывод по результатам двух экспериментов:
Интересные и опасные свойства ртути
...
Молекулы. Химическая связь. Строение веществ
Химические частицы, образованные из двух или
нескольких атомов, называются молекулами (реальными или условными
формульными единицами многоатомных веществ). Атомы в молекулах химически
связаны.
П ...
Химическое выветривание
Химическое выветривание
— это совокупность различных химических процессов, в результате которых
происходит дальнейшее разрушение горных пород и качественного изменения их
химического состава с обра ...