Урок «Белковая пища с точки зрения химии»
Страница 1

(Проблемно-интегрированный урок)

"Чтобы постичь бесконечное, надо сначала разъединить, потом соединить." Гёте

Урок " Белковая пища с точки зрения химии"

проводился на двух часовом уроке в одиннадцатом классе как проблемно - интегрированный на этапе обобщения и расширения знаний по теме "Белки" после двух часовой лекции "Белок - качественно новый уровень развития материи, высшая форма развития вещества".Данный урок можно отнести ко второму уровню урока - исследования. Учитель формирует проблему, подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования, направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы. Ученики самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу, консультируются с учителем. На каждом этапе исследовательской работы получают оценку учителя (правильно или неправильно).В ходе урока перед учащимися раскрывается межпредметный характер решаемой проблемы (связь с биологией, медициной). Такой урок оказывает развивающее влияние на личность каждого ученика.

Учебная цель урока

: На основе приобретенных знаний по химии и биологии и результатов, полученных в ходе исследовательской работы, сделать вывод о роли незаменимых аминокислот для полноценного белкового питания.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся на самостоятельное и творческое разрешение проблемной ситуации урока;

2. Создать атмосферу сотрудничества, постоянного общения в парах, группах с целью обсуждения результатов исследования;

3. Дать возможность учащимся выражать, мысли в виде суждений, самостоятельно сравнить, выделять существенное.

4. Способствовать формированию адекватной самооценки, контролируемой членами группы и учителем;

5. Способствовать приобретению новых понятий - "незаменимая аминокислота", "совершенный", "несовершенный белок";

6. Наблюдать за ходом выполнения лабораторных опытов "Анализ пищевых продуктов на наличие белка", направлять работу, следить за соблюдением правил техники безопасности;

7. Организовать работу с дополнительной литературой.

Оборудование:

· Рабочий лист для учащихся

· Приложение 1 " Процесс переваривания белков";

· Приложение 2 " Анализ пищевых продуктов";

· Приложение 3 " Суточная потребность в белках для различных групп населения" и "Содержания незаменимых аминокислот в важнейших продуктах питания").

· Спиртовки (7шт.), пробирки (7 x 8=56шт.), спички (7шт.), штативы для пробирок, марлевые салфетки (7шт.), пипетки (14 шт.).

· Пищевые продукты: молоко, мясной фарш, желатин, клейковина, раствор белка куриного яйца (альбумина).

· Реактивы: азотная кислота (1:2), 10% растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода в колбах (7). Для проведения урока все ученики были разделены на семь групп по четыре человека.

На каждом столе: чистые листы бумаги, рабочие листы, оборудование, реактивы, дополнительная литература, учебник "Химия 10 - 11, Нифантьев ".

Дополнительная литература

1. Николаев Л.А. "Химия жизни" М. "Просвещение", 1973г.

2. Щюльгин Г.Б. " Эта увлекательная химия" М. "Химия", 1984г.

3. Макаров К.А. "Химия и здоровье" М. "Просвещение", 1995г.

Литература, используемая учителем:

1. Брэгг П. Здоровье и долголетие". Грэгори- Пэйдж М., 1995.

2. Грузиков Е.В. "Пища - это концерт белков с оркестром ."Химия. Приложение к газете "Первое сентября", №20, 1997г.

3. Богданова Н.Н Химия. "Лабораторные работы" М., Астрель ACT 2001

4. Макаров К.А "Химия и медицина" М ,"Просвещение" 1981

5. Николаев Л А. "Химия и жизнь" М., Просвещение 1973

6. Гольдфельд М.Г "Химия и общество" М., Мир 1995

Структура урока

Актуализация знаний. "Ваше здоровье - это отражение вашей пищи"

Создание педагогической проблемной ситуации 2' - 3'

Разрешение проблемной ситуации

Психологическая проблемная ситуация. Лабораторный опыт № 1 (групповая работа). 10'

Анализ пищевых продуктов на наличие белка

Тест индивидуальная работа 5'

Превращение белковой пищи в организме

· что характеризует процесс превращения белков?

· обсуждение схемы "Превращение белков в организме"

· запись схемы превращения белков

· гидролиз белков, условия гидролиза в клетке и в пробирке

· синтез белков (образование полипептидов)

Работа в группе 3'

Что представляют собой полноценные и неполноценные белки?

· незаменимая аминокислота;

· определение незаменимых аминокислот в белках пищи и их интерпретация получения;

· вывод по результатам исследовательской работы;

· совершенные и несовершенные белки;

· содержание незаменимых аминокислот в важнейших продуктах питания;

· роль незаменимых аминокислот для организма человека и белоксодержащие продукты для профилактики заболеваний;

· итоги работы в группе.правильно ли мы питаемся (расчет суточной потребности человека в белке).

Работа на доске и в тетрадях (индивидуально). 4'

Упр. 9 стр. 152 уч. Химия 10-11, Нифантьева 5'

Один из учащихся у доски. 4'

Рассказ учителя с демонстрацией таблиц. 3'

Исследовательская работа в группе (опыт 2,3) 7'

Обсуждение в группе и запись в тетрадь 2'

Работа в группе с таблицей (приложение 3) 5'

Работа с дополнительной литературой в группах. 10'

Правильно ли мы питаемся (расчет суточной потребности человека в белке)

Демонстрация схемы образования серотина. Краткие сообщения. 14'

Выводы.Подведение итогов урока.

Индивидуальная работа на контрольных листах. 6'

Тест "Настроение"

Рефлексия 3'

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Методика обработки экспериментальных данных
Вся процедура обработки экспериментальных данных может быть разделена на два этапа. На первом производится первичная обработка сведений, полученных при проведении эксперимента по химическом ...

Адсорбенты и ионные обменники в процессах очистки природных и сточных вод
...

Вслед за Либихом
В 1825 г. торговое судно впервые доставило в Гамбург чилийскую селитру. Груза было много — он был насыпан выше бортов, и никто не догадывался, зачем он нужен. В то время был уже огромн ...