Требования к учебным изданиям для профильного обучения направлены на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, на создание условий для самообразования и творческой работы учащихся. Сформулируем основные требования, которыми следует руководствоваться при разработке элективных курсов.
В основу разработки курса должны быть положены принципы, соответствующие логике отбора и реализации содержания личностно ориентированного образования. Это:
1. систематизация, выделение «базового ядра» информации из той или иной области профессиональной деятельности, содержание которой подлежит дидактической трансформации;
2. целеполагание, создание целевого проекта;
3. трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактические объекты;
4. проектирование технологии изучения курса;
5. инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде программ, учебных и методических изданий.
Место курса в образовательном процессе
При разработке содержания и учебно-методической системы элективного курса необходимо четко обозначить место курса в соотнесении с общеобразовательными и базовыми профильными предметами. Важно показать, какие Межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (химические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.
Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся. В целях указывается, для чего изучается курс, какие образовательные потребности от удовлетворяет. В соответствии с целями ставятся задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей, над чем конкретно предстоит работать и учителю и учащимся при изучении курса.
Отбор содержания элективного курса должен осуществляться на основе как морфологического, так и функционального анализа. В ходе морфологического анализа выясняется взаимосвязь предметного содержания элективного курса и содержания базовых и профильных курсов с культуроведческой, компетентностной, научной и профессиональной точек зрения. Функциональный анализ определяет функции учебного содержания: описание изучаемых объектов, процессов и явлений, их качественное объяснение; осмысление, как на теоретическом, так и на уровне практического преобразования действительности.
Таким образом, при отборе содержания решаются следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы и ценности должны предлагаться для раскрытия и усвоения учебного предмета; какие умения и навыки, методы и виды деятельности, а также опыт их освоения будут сформированы; для каких химических профессий (прикладных областей химии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) предварительно, перед началом изучения элективного курса; в виде каких материалов реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные и мультимедийные пособия, Интернет – ресурсы и т. п.).
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в профильном обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Это дискуссии, эксперименты, учебные проекты, работа в творческих мастерских. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.
При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Поскольку, в принципе, не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально – групповых формах. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т. е. в какой – то степени моделировать эти процессы.
Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов и тем курса с распределением учебного времени. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, работа над учебными проектами и др.
Подбираются дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт – диски, обучающие компьютерные программы), Интернет – ресурсы.
Значение химии в создании новых материалов, красителей и волокон
...
Заключение
29Cu – Медь
[Ar]3d104s1
Древние цивилизации оставили нам множество
изделий из бронзы.
Атомная
масса: 63,54
Электроотрицательность:
1,9
Тпл:
10 ...