Работы различных ученых показали, что азотсодержащие соединения, входящие в состав топлив, также являются источником образования оксидов азота, поступающих в атмосферу с продуктами сгорания.
В России особое значение изучение механизма образования “топливных” оксидов азота имеет в связи с проблемой сжигания Канско-Ачинских (Np=0,6-1,1%) и некоторых других бурых углей. Сжигание их осуществляется при весьма низких температурах (1600-1700) К, при которых выход “термических” NOx невелик, а выход “топливных” NOx приобретает существенное значение (при 1600 К он может составлять до 75% общего выхода NOx). Некоторые данные о содержание связанного азота в топлива, применяемых на территории бывшего СССР, приведены в следующих таблицах :
(Содержание азота в углях некоторых месторождений).
Месторождение |
Марка угля |
Nг, % |
Донецкое Кузнецкое Кузнецкое Кузнецкое Нерюнгринское Экибастузское Печорское Березовское |
АШ Т 2СС ГЖ СС СС Д БЗ |
0,8 2,1 1,9 2,2 1,0 1,2 2,7 0,95 |
(Содержание азота в жидком топливе, %)
Топливо |
Nг,% |
Топочный мазут Сланцевое масло Моторное Дизельное Газотурбинное : лёгкое тяжелое |
0,30-0,50 0,14-0,50 0,12-0,13 0,007-0,01 0,02-0,03 0,07-0,09 |
Топливные NOx образуются из азотосодержащих соединений топлива при продувании его горячим воздухом уже при температуре 900-1000 К. Во всяком случае при температурах 1000-1400 К на начальном участке факела, где происходит воспламенение и горение летучих, обнаруживается значительный выход NOx.
Если бы всё количество азота, содержащегося в топливе, окислялось до NO, то только за счёт топливного азота могло бы образоваться при горении углей до 2-4 г/м^3, при горении мазута до 0,5-1,0 г/м^3. В действительных процессах лишь некоторая часть топливного азота переходит в оксиды азота. Азотосодержащие соединения в углях состоит из аминов, пептидов, аминокислот и др. При нагреве угля в корне факела в зоне выхода летучих обнаруживаются пиридины, хинолины и другие смолистые вещества, аммиак. Значительная часть азотосодержащих соединений, однако, переходит не в эти соединения, а в более прочные - нитриды и др. Однако поскольку для превращения топливного азота, входящего в такие соединения, как пиридины, хинолины, нитробензол, нитроамины, аммиак и некоторые другие, а также на образование NO, требуется меньшая энергия, чем энергия расщепления молекулы N2 , образование существенных количеств NO даже при сравнительно невысоких температурах (1300-1400 С) вполне возможно.
Параллельно описанной выше одной из теорий, проходили и другие изучения на основании которой были сделаны следующие выводы :
Азотосодержащие соединения топлива при горении частично окисляются до NO , и влияние этого процесса на общее содержание оксида азота в продуктах сгорания должно быть учтено.
Формование изделий из полистирола
Решающим фактором
быстрого развития производства полимерных материалов явилась их конкурентоспособность
с традиционными материалами. И если вначале полимерные материалы
рассматривались как ...