Общие фазовые эффекты отражают изменение химических потенциалов компонентов при изменении их концентрации за счет фазового обмена [1]. Рассмотрим m молей жидкой фазы и допустим, что пришло (или ушло) в нее dm молей состава паровой фазы. Как и прежде dt= dln m. Тогда при постоянном давлении и температуре имеет место:
1.40
1.41
но и
используя эти соотношения, из 1.40 и 1.41 получим:
1.42
1.43
Обозначив
1.44
1.45
получим
1.46
1.47
Таким образом, при
y1>x1 , dt>0 dx1>0
y2<x2 , dt>0 dx2<0
Обычно говорят, что если фазовый эффект положителен, то компонент i «высаливается» из жидкой фазы, а если он отрицателен, то компонент i «всаливается» в жидкую фазу. Это означает, что при организации открытого равновесного испарения количество компонента 1 будет уменьшаться в жидкой фазе, а количество компонента 2 увеличиваться. Последнее понятно, так как уходящий пар будет обогащен легколетучим (первым) компонентом и обеднен тяжелолетучим (вторым) компонентом. Обратим внимание на тот факт, что в случае dt<0 (испарения при постоянных Р и Т) компоненты 1 и 2 меняются местами.
Перейдем к фазовым эффектам в паровой фазе.
Здесь
1.48
1.49
Но при приходе (или уходе) из паровой фазы dm молей состава жидкой фазы
Следовательно, из 1.48 и 1.49 окончательно получаем
1.50
1.51
Следовательно, при
x1< y1, dt>0, dy1<0,
x2> y2, dt>0, dy2>0,
Таким образом, если положителен, то компонент i «высаливается» из паровой фазы. Таким компонентом является компонент 2, т.е. тяжелолетучий компонент. Если отрицателен, то компонент i «всаливается» в паровую фазу. Таким компонентом является первый компонент. Таким образом, если организовать процесс открытой равновесной конденсации, будет уходить из пара тяжелолетучий компонент, а количество легколетучего будет увеличиваться. Обобщая, получим, что компонент, который «высаливается» из жидкой фазы, «всаливается» в паровую фазу. А компонент, который «всаливается» в жидкую фазу, «высаливается» из паровой фазы.
Формально–кинетический анализ гипотез
...
Обезжелезивание воды
Данное исследование
проводилось в рамках школьного химико-биологического проекта «Многоликое железо».
Проект реализуется в течение учебного
года силами учащихся десятых и одиннадцатых кла ...