Основная масса высокооктановых, бензинов как автомобильных, так и авиационных представляет собой смесь преобладающего по объему основного (базового) бензина и высокооктановых компонентов (одного или нескольких). В качестве базовых бензинов используют бензины прямой перегонки нефти, каталитического ри- форминга, каталитического крекинга, гидрокрекинга, в меньшей степени — бензины термических процессов.
Прямая перегонка нефти
Ресурсы нефтей, позволяющих получать прямогонные бензины с хорошим (выше 70) и даже удовлетворительным (65 - 70) октановым числом по моторному методу, весьма ограничены. К числу их относятся некоторые нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края, Сахалина и др. (табл. 5).
Даже для этих нефтей наблюдается более или менее быстрое снижение октанового числа фракций с повышением конца кипения, что ограничивает использование всей бензиновой фракции (до обусловленного стандартом конца выкипания 180 - 185 °С) или требует повышенного расхода высокооктановых компонентов при получении товарного бензина. Однако для нефтей, приведенных в табл. 5, наблюдается значительно более плавное снижение октанового числа с повышением температуры отбора фракции, чем для нефтей преобладающего типа, что позволяет в некоторых случаях использовать всю бензиновую фракцию (до 180°С).
Почти все нефти Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также большая часть нефтей разведанных месторождений Западной Сибири характеризуются преобладанием в бензиновых фракциях нормальных парафиновых углеводородов и, следовательно, низкими октановыми числами бензинов.
В табл. 6 представлены, октановые числа бензиновых фракций наиболее типичных нефтей указанных месторождений.
Резкое снижение октанового числа с утяжелением фракций (данной нефти) обусловлено наличием в этих бензинах так называемых детонирующих центров, т. е. нормальных парафиновых углеводородов с соответствующими температурами кипения (например, н-гептана).
Таблица 5. Выходы и октановые числа бензиновых фракций некоторых нефтей с пониженным содержанием нормальных парафиновых углеводородов в бензине
Температура отбора, °С |
Выход на нефть, % (масс.) |
Октановое число (м. м.)* |
Температура отбора, °С |
Выход на нефть, % (масс.) |
Октановое число (м. м.)* | |
Котуртепинская (Туркмения) |
Троицка-анастасиевская (Краснодарский край) | |||||
28—62 28—85 28—120 28—180 28—200 |
1,4 3,4 7,4 15,2 17,9 |
76,0 73,4 68,2 57,0 51,4(15 | ||||
28—85 28—120 28—180 28—200 |
0,6 1 ,4 6,2 8,2 |
89,3 85,5 72,0 65,7(19)* | ||||
Эхабинская (Сахалин) |
Долинская (Украина) | |||||
28—85 28—120 28—180 28—200 |
5,4 11,0 22,9 27,1 |
78,4 74,3 67,2 64,0(9) |
28—85 28—120 28—180 28—200 |
7,6 14,2 25,2 28,2 |
72,4 68,7 56,6 50,0(20) | |
· В скобках дано содержание нормальных парафиновых углеводородов. · ** Сумма нормальных и изопарафиновых углеводородов. |
Процессы и аппараты химической технологии
В данной работе стоит задача спроектировать
установку для выпаривания раствора хлорида аммония.
Выпаривание – это
процесс концентрирования растворов твердых нелетучих веществ путем части ...
Активность. Порядок реакций
...
Алюминий
АЛЮМИНИЙ (лат. Aluminium; от "alumen" —
квасцы), Al, химический элемент III группы периодической системы, атомный номер
13, атомная масса 26,98154.
...