а) Вытеснение водорода металлами из кислот
Оборудование и реактивы: 5 пробирок, штатив для пробирок, шпатель, раствор соляной кислоты (1:3); металлы: магний, алюминий, железо, медь, цинк. Все металлы в виде порошка.
Ход работы: Берут пять пробирок с раствором соляной кислоты и в каждую из них помещают порошки цинка, магния, алюминия, железа и меди в равных порциях. В первых четырех пробирках идет интенсивное выделение водорода (интенсивность выделения уменьшается от магния к железу). В пробирке с медью выделение водорода не происходит. Написать соответствующие уравнения реакций. Объяснить, почему реакция с алюминием идет вначале очень медленно.
Утилизация. Во все пробирки добавить при полном растворении в них указанных металлов соответствующие оксиды или гидроксиды в небольшом избытке. Затем растворы фильтруют, остатки добавленных оксидов и гидроксидов промывают, сушат и используют вновь. Полученные растворы MgCl2, AlCl3, ZnCl2 используют в лаборатории. Раствор FeCl2 и FeCl3 в пробирке с железом помещают в нейтрализатор. Медь из раствора соляной кислоты фильтрованием отделяют от кислоты. Медь и кислоту используют вновь.
б) Вытеснение металла из раствора соли другим металлом
Оборудование: Три пробирки, штатив для пробирок, шпатель, разбавленные растворы: нитрата свинца (II), сульфата меди, нитрата серебра; металлы: цинк, железо, медь (в виде предметов).
Ход работы: В одну пробирку наливают раствор нитрата свинца, во вторую – сульфата меди, в третью – нитрата серебра. В первую пробирку опускают кусочек цинка, во вторую железный гвоздь и в третью – медную проволоку. Через некоторое время в первой пробирке обнаруживаются блестящие, рыхлые кристаллы свинца; во второй пробирке – хлопья меди и в третьей – блестящее, серебряное покрытие. Написать соответствующие уравнения реакций, сделать выводы.
Техника безопасности: Вымыть тщательно руки при попадании растворов солей свинца, меди, серебра.
Утилизация. Отделить кусочки металлов от растворов солей, очистить от осажденных на них свинца, меди и серебра механически, металлы использовать вновь. Растворы солей использовать многократно, поместив их в соответствующие склянки с этикеткой: PbNO3 + ZnNO3; CuSO4 + FeSO4; AgNO3 + Cu (NO3)2.
Проблемы и решения на уровне учения о составе
Способ решения
основной проблемы химии - проблемы происхождения свойств веществ - стал
выражаться посредством схемы: СОСТАВ → СВОЙСТВА
Этот способ
положил начало учению о составе веществ, ...