Содержание курса

Введение (1 ч.)

Общие понятия о низкомолекулярных и высокомолекулярных соединениях (ВМС). Уникальные свойства полимеров. Природные и синтетические полимеры.

Тема 1. Строение полимеров (1 ч.)

Основные понятия: мономер, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Классификация полимеров.

Тема 2. Синтез полимеров (2 ч.)

Реакция полимеризации. Радикальная полимеризация. Инициаторы. Механизм радикальной полимеризации. Ингибиторы и регуляторы радикальной полимеризации. Ионная полимеризация. Получение и свойства ПЭНД и ПЭВД. Реакция поликонденсации.

Тема 3. Физические свойства полимеров (2 ч.)

Кристаллические и аморфные области в полимере. Три физических состояния аморфных полимеров (стеклообразное, высокоэластичное и вязкотекучее). Механические свойства полимеров.

Тема 4. Волокна (1 ч.)

Природные, синтетические, искусственные волокна и их характеристика. Получение вискозного и ацетатного волокон. Производство капрона.

Тема 5. Пластмассы (2 ч.)

Понятие пластмасс. Термопласты. Реактопласты. Экскурсия на «Фабрику игрушек».

Лабораторный практикум (3 ч.)

Практическая работа 1. «Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными», практическая работа 2. «Исследование свойств пластмасс».

Конференция (2 ч.). Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров.

Тема 6. Биополимеры (1 ч.) Белки, полисахариды. Нуклеиновые кислоты.

Лабораторный практикум (1 ч.)

Практическая работа 3. «Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала».

Зачетное занятие (1 ч.)

II. 2. Тематическое планирование учебного материала курса «Полимеры вокруг нас»

Занятие 1. Введение.

Общие понятия о низкомолекулярных и высокомолекулярных соединениях (ВМС). Уникальные свойства полимеров. Природные и синтетические полимеры.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: таблица «Природные, синтетические и искусственные полимеры»».

Занятие 2. Основные понятия: мономер, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Классификация полимеров по строению макромолекулы, по геометрии скелета, по характеру расположения звеньев, по природе атомов основной цепи, по характеру размещения элементарных звеньев, по величине деформации, по способу переработки. ВМС в изделии.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект, схема «Классификация полимеров».

Занятие 3. Реакция полимеризации. Радикальная полимеризация. Фотохимическое инициирование. Кинетика и механизм радикальной полимеризации.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 4. Ионная полимеризация. Получение и свойства ПЭНД И ПЭВД. Реакция поликонденсации.

Форма занятия: лекция, групповая работа.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 5. Физические свойства. Кристаллические и аморфные области в полимере. Три физических состояния аморфных полимеров. Механические свойства полимеров.

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект, тезисы.

Занятие 7. Природные, синтетические, искусственные волокна и их характеристика. Получение вискозного и ацетатного волокон. Производство капрона.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект, таблица «Волокна».

Занятие 8. Понятие пластмасс. Термопласты. Реактопласты.

Форма занятия: экскурсия.

Образовательный продукт: отчёт об экскурсии.

Занятие 9. Практическая работа 1 «Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными».

Образовательный продукт: отчёт.

Занятие 10. Практическая работа 2 «Исследование свойств пластмасс».

Образовательный продукт: отчёт.

Занятие 11 - 12. Получение и применение наиболее важных синтетических и природных полимеров.

Форма занятия: конференция.

Образовательный продукт: доклад.

Смотрите также

Определение оптимальных рабочих параметров процесса экстрактивной ректификации смеси ацетон-хлороформ в сложной колонне с боковой секцией
Ацетон и хлороформ входят в состав смеси растворителей, применяемых в производстве термостабилизатора стабилина-9. Для их регенерации в [1] было предложено использовать экстрактивную ректиф ...

Окислительно-восстановительные реакции
Цель работы: проведение качественных опытов, раскрывающих окислительные и восстановительные свойства отдельных веществ. Приобретение навыков составления окислительно-восстановительных уравне ...

Марказит
Название происходит от арабского "marcasitae", которым алхимики обозначали соединения серы, в том числе и пирит. Другое название - "лучистый колчедан". Спектропиритом назван за ...