В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:
- реализация учеником интереса к выбранному предмету;
- уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
- создание условий для подготовки у экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Школы могут использовать собственный творческий опыт для разработки программ курсов предметно – ориентированной направленности.
Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами разработки проблем в различных профессиональных сферах.
Задачами данных курсов являются:
- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
- поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю [11].
Информационная работа – это организованное знакомство учащихся IX классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.
К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся IX классов, их анкетирование, консультирование, организация «Пробы сил» и т. п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого – педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом [14].
Целью профильной ориентации в основной и старшей школе можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Она рассматривается как результат оказания подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, как способность к адекватному поведению этой «типичной ситуации». Профориентационная компетентность выражается в готовности школьника:
- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно – значимых образовательных продуктов;
- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- запрашивать необходимую помощь специалистов.
В основной школе профильная ориентация предусматривает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки проектирования версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах (группах) старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:
- пропедевтический (при завершении обучения в VIIIклассе или в начале IX класса) – выявление образовательного запроса учащихся;
Никелирование и хромирование
...
Радиоактивный анализ
Радиоактивный
анализ открыл в конце XIX столетия (в 1895 г.) немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген невидимые
лучи способные беспрепятственно проходить через твёрдые тела и вызывать
почерн ...